Ученые и конструкторы

На нем провели ресурсные испытания планера и многих агрегатов, уточнили методы аэродинамического расчета, выбрали оптимальное направление вращения винтов и создали цельнометаллические лопасти.
Однако принятые для несущих винтов большие нагрузки на сметаемую площадь (23–26кг/м2), впоследствии ставшие обычными для вертолетов и позволявшие увеличивать весовую отдачу, в то время сочли опасными. Поэтому в 1950 году предложение о дальнейшей модификации Б-11 поддержки не получило, и все работы по нему прекратились.
Упомяну еще несколько оригинальных проектов, имевшихся в активе ОКБ-3:
многоцелевой вертолет поперечной схемы с взлетной массой 2500кг, снабженный двумя двигателями М-14;
комбинированный вертолет поперечной схемы с взлетной массой 5800кг и парой тянущих винтов (позднее подобная схема была реализована в проекте винтокрыла Ка-22);
легкие вертолеты одновинтовой схемы с рулевым винтом;
экспериментальная машина с реактивным приводом несущего винта с помощью двух ПВРД, установленных на концах лопастей (ее испытания провели на специальном стенде).
Эти разработки также не получили поддержки, а вскоре ОКБ-3 вообще ликвидировали.
Решение о расформировании конструкторского бюро И.П.Братухина приняли после известного совещания в октябре 1951 года в Кремле, где И.В.Сталин собрал всех авиаконструкторов и поставил перед ними цель: создать в кратчайшие сроки тяжелый десантный вертолет. В итоге задание на постройку требуемых машин получили лишь два ОКБ — М.Л.Миля и А.С.Яковлева. Оставшийся не у дел коллектив И.П.Братухина освободил помещения на Рыбинской улице в Москве для «милевцев», к которым перешли некоторые сотрудники ОКБ-3. Остальные перевелись в ЦАГИ, вслед за Иваном Павловичем — его назначили на пост начальника вертолетного отдела Бюро научно-технической информации (БНТИ).
За 11 лет плодотворной работы в ОКБ-3 было создано более двадцати проектов вертолетов различных типов, построено 11 опытных машин и 9 серийных. Повторюсь, что именно братухинские машины Г-3 стали первым серийными вертолетами в СССР и первыми винтокрылыми аппаратами, которые поступили в строевые части ВВС, положив начало широкому применению их в армии.

Используются технологии uCoz