Разведчики

Выпуск машины на государственные испытания запаздывал. Г.Н.Королев, сменивший П.И.Баранова на посту начальника ГУАП, 11 июня 1934 года отдал распоряжение о свертывании производства ХАИ-1 в Горьком и передаче построенного задела на завод №43 в Киев.
Свое решение ГУАП обосновало увеличением годовой программы выпуска заводом истребителей И-16 в 1935 году с 80 до 225 штук, а также близостью Киева к расположенному в Харькове институту. И как ни противился директор завода Мирошник вместе с Неманом решению Главка, но все же пришлось подчиниться. На госиспытания первую машину передали только в самом конце июля, и то с недоведенным стрелковым вооружением. Контрольные полеты военного варианта ХАИ-1 № 3211 в НИИ ВВС на Центральном аэродроме в Москве провел с 8 по 10 августа 1934 года летчик-испытатель П.И.Стефановский.
Во время испытаний смогли проверить боеспособность только стрелкового вооружения. Изготовление бомбодержателей в ЦАГИ задерживалось на неопределенный срок. Стефановский оценивал в работе синхронную пулеметную установку стрельбы через винт — ПУЛ-9 (как на истребителе И-5) с боезапасом в 500 патронов, а летнаб — шкворневую установку под пулемет ДА. Мнение о боевых возможностях ХАИ -1ВВ оказалось невысоким — стрелковое вооружение испытаний не выдержало, и самолет отправили на доработку. Повторные испытания в НИИ ВВС в октябре 1934 года вновь выявили недочеты по передней синхронной установке пулемета. Ожидаемого от ХАИ-1ВВ результата получить не удалось, к тому же развернулись работы над новыми самолетами-разведчиками И.Г.Немана и С.А.Кочеригина. Интерес к военному варианту ХАИ-1, как перспективному для принятия на вооружение, постепенно угасал.
Производственный план по самолету ХАИ-1 в 1934 году завод не выполнил. Военные требовали перед выпуском серийных машин в пассажирском варианте полностью отработать возможность быстрого дооснащения ХАИ-1 вооружением для использования в качестве легкого бомбардировщика и фоторазведчика. В ноябре сдали только головную машину первой серии — ХАИ-1ВВ № 44301 и всю зиму занимались ее подготовкой к государственным испытаниям.

Используются технологии uCoz