Разведчики

Резкость снимков получилась достаточно удовлетворительной. Наблюдение за снимаемым объектом обеспечивалось наличием окон в полу и бортах самолета. К недостаткам отнесли тенденцию к росту веса конструкции в производстве, что повлекло увеличение полетного веса и уменьшение запаса прочности.
Не понравилось испытателям новое шасси. Во время одной из посадок у летчика П.М.Стефановского, при резком торможении зажало тормозами колеса, и самолет скапотировал на нос. Но основным изъяном самолета по-прежнему оставалась задняя огневая точка с пулеметом ДА. Угол ее обстрела оказался мал, а сама конструкция шкворневой установки не давала возможности вести прицельный огонь. В итоге сделали вывод, что самолет ХАИ-1 в военном варианте, при соответствующей доводке задней стрелковой установки, может использоваться в качестве легкого бомбардировщика только в военное время. Отмечалось, что в случае необходимости переделка пассажирского самолета в военный вариант не потребует каких-либо серьезных доработок.
По указанию начальника УВВС Я.И.Алксниса самолет№3211 передали в Харьков, в Проектную часть ХАИ для устранения отмеченных дефектов вооружения. Машину № 44301 дооборудовали и использовали некоторое время в качестве учебной лаборатории в школах летного набора Академии ВВС РККА. Намечалось предъявить самолет №3211 в доведенном виде на повторные испытания в НИИ ВВС к 1 сентября 1935 года. Но работы по другим, более перспективным машинам не позволили Неману заняться своим военным первенцем. Вскоре ХАИ-1ВВ № 3211 препарировали и разместили в зале самолетных конструкций ХАИ как учебный экспонат.
Серийно строился только пассажирский вариант ХАИ-1, а ХАИ-1ВВ стал для Немана отправной точкой для создания новых самолетов-разведчиков. Отработанные на машине конструктивные решения Неман впоследствии с успехом применил в ХАИ-6 и ХАИ-5.
Лётно-технические характеристики
ХАИ-1ВВ
Экипаж, чел
2
Размах крыла, м
14,80
Площадь крыла, м2
33,20
Длина, м
10,20
Высота, м

Масса пустого самолёта, кг
1520
Масса полётная, кг
2710
Максимальная скорость (у земли), км/ч
320
Максимальная скорость (на высоте), км/ч
256
Практическая дальность, км
820
Практический потолок, м
6800

Двигатели
Вариант
Тип
Модель
Кол-во
Мощность, л.с.

Используются технологии uCoz