Оружие

Первый пуск с наземного стенда состоялся 20 мая 1980 года (закончился неудачно). Система управления отрабатывалась с помощью самолётов СКИП. Доводка ракеты продолжалась до 1983 года. В 1983 году были проведены пробные пуски с борта подводной лодки и с самолёта Ту-95М-55, после чего она была запущена в серийное производство на Харьковском АПО. Часть агрегатов изготавливалась в Дубне. В 1983 году за создание и освоение производства Х-55 большая группа работников МКБ «Радуга» и ДМЗ удостоена Ленинской и Государственной премий. В декабре того же года ракета принята на вооружение. В 1985 году производство было передано на Кировский машиностроительный завод.
Ракета имеет прямое крыло большого удлинения и цельноповоротное оперение. Фюзеляж представляет собой цельнометаллический сварной бак с топливом (даже БЧ расположена внутри бакового пространства). Носовой кок, панели крыла и радиопрозрачные элементы изготовлены из пластика (кремнеорганическая ткань со связующим К-9–70). Для снижения радиозаметности обшивка носовой части фюзеляжа, крыла и оперения изготовлена их радиопоглощающих материалов, разработанных в ЦКБ специальных радиоматериалов. Боевая часть ядерная мощность 200 кт тротилового эквивалента. Предусмотрена установка и неядерной боеголовки проникающего типа. Силовая установка состоит из двухконтурного турбореактивного двигателя с «холодным» выхлопом РДК-300. Запуск двигателя осуществляется пиростартером, размещённым в хвостовом коке ротора. В транспортном положении крыло и мотогондола убираются в фюзеляж, а оперение складывается. В полёте при выпуске мотогондолы для снижения сопротивления происходит удлинение хвостового кока фюзеляжа (кок выдвигается при помощи пружины, удерживаемой в натянутом состоянии нихромовой проволокой, которая пережигается электрическим импульсом). Ракета применяется с роторной пусковой установки МКУ-6–5У или подкрыльевых АКУ-2, АКУ-3.
Система управления инерциальная автокорреляционная с коррекцией по рельефу местности. Система управления включает цифровые ЭВМ. Радиовысотомер и доплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса постоянно собщают данные о рельефе местности под ракетой. Эти данные сравниваются с заложенными в память бортового компьютера картами местности и на основе этого производится коррекция полёта ракеты.
Ракетой Х-55 вооружаются ракетоносцы Ту-95МС и Ту-160, а так же подводные лодки. Ремонт ракет осуществляется на АРЗ №711 в Борисоглебске. Аналогом Х-55 является американская ракета BGM-109 «Томагавк». Дальнейшим развитием Х-55 стала крылатая ракета Х-555.
Всего изготовлено более 1500 ракет семейства Х-55. После распада СССР 144 ракеты достались Украине. В 2000 году они были переданы России (вместе с самолётами Ту-95МС и Ту-160).
ТТХ
Х-55
Х-55СМ
Диаметр, мм
556
770
Длина, мм
5880
6040
Размах крыла, мм
3100
3100
Масса ракеты, кг
1300
1700
Масса БЧ, кг
410
410
Дальность пуска мин., км


Дальность пуска макс., км
2500
3000
Скорость, М


Скорость макс., км/ч
950
950
Высота цели, км


Перегрузка цели, g


Тип БЧ


Тип ГСН


ГСН


Взрыватель


Двигатель


Пусковое устройство



Классификаторы
Тип носителя
Самолёты
Тип ракеты
ВП крылатая
Произведено
более 1500

Дополнительная информация
Принят на вооружение
1984
Индекс разработчика
РКВ-500
Обозначение NATO
AS-15 Kent

Модификации
Модель
Описание
Х-55
Базовая («изделие 120»).

{--comment--}

Используются технологии uCoz