Оружие


Р-33С
Доработанная.
Р-33Э
Экспортная.

Носители
Модификация
Установка
Носители
Р-33
АПУ-470, АКУ-470
МиГ-31-33



Версия для печати
Открыть в новом окне
Р-40
[1981]


Технические характеристики • Классификаторы • Факты • Модификации • Носители
5 февраля 1962 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР №131–62 о разработке перехватчика Е-155П. Разработка управляемой ракеты К-40 ( «изделие 46») для него была поручена ОКБ-4 М.Р.Бисновата. Полуактивная радиолокационная ГСН разрабатывалась НИИ-648 (позже в НИИ-131), тепловая — ЦКБ-589, автопилот — ОКБ-3 (после включения ОКБ-3 в состав ОКБ-52 разработка передана на завод №118), комбинированный радиооптический взрыватель — НИИ-571, твердотопливный двигатель — КБ-2 завода №81.
Размеры самолёта Е-155П позволяли создать ракету по массово-габаритным характеристикам близкую к К-80 (Р-4), применявшейся на перехватчике Ту-128. На Е-155П предполагалось применение РЛС «Смерч-А», созданной на базе установленной на Ту-128 РЛС «Смерч». Но условия примения ракеты существенно отличались: Е-155П предназначался для длительного полёта со скоростью около 2,8М. При этом элементы конструкции самолёта и ракеты нагреваются до 300°C. Всвязи с этим возникали задачи обеспечения теплопрочности материалов и работоспособности аппаратуры, а также недопущения нагрева топливного заряда (т.к. стабильные внутрибаллистические параметры двигателя достигались в довольно узком диапазоне температур). Поэтому разработка ракеты началась практически заново, без унификации с К-80.
Аванпроект К-40 был готов в 1962 году. Были представлены два варианта компоновки. Для дальнейшей разработки была выбрана схема «утка», которая позволяла сузить область динамических параметров ракеты как объекта управления. Для обеспечения высотности и снижения влияния синхронных ошибок применено крыло большой площади. Двигатель располагался в средней части ракеты, приборное оснащение впереди него, а БЧ и источник электропитания — сзади. Впервые для БЧ было реализовано узконаправленное поле поражения. В двигателе (также впервые) применено высокоэнергетическое смесевое металлосодержащее топливо.
Из-за смены подрядчиков в 1964 году (разработка радиолокационной ГСН передана в НИИ-131, автопилота — на завод №118) разработка ракеты затянулась. Отработка самолётной РЛС «Смерч-А» осуществлялась на летающей лаборатории Ту-104. 26 октября 1965 года состоялся первый полёт Е-155П. Испытания самолёта с полным комплектом оборудования начались 16 апреля 1967 года. Испытания вооружения начались в августе 1968 года на полигоне ГКИ ВВС во Владимировке и продолжались до февраля 1970 года. 13 апреля 1972 года комплекс перехвата МиГ-25–40 был принят на вооружение ПВО. Серийное производство ракет было организовано на Киевском заводе им. Артёма.
Ракета Р-40 изготовлена из титана, который обеспечивает ей лёгкость и термоустойчивость (что немаловажно в условиях кинетического нагрева). Для повышения вероятности поражения цели ракета оснащалась двумя типами головок самонаведения: полуактивной радиолокационной и тепловой.

{--comment--}

Используются технологии uCoz