Оружие

Первый пуск серийных ракет был произведен экипажем авиации Северного флота в июне 1960 г. на полигоне « 77 у порта Шевченко на Каспийском море. Пуски выполнялись по танкеру «Чкалов». Отцепка ракет производилась на высоте 10–10,5 км на удалении от цели 170– 175 км. Из пяти пусков четыре оказались успешными.
Самолет-снаряд К-10 на период 60-х годов обладал высокими характеристиками по скорости, дальности и мощности как с обычной, так и специальной БЧ. Серийные станции ЕН обнаруживали корабль типа крейсер с большой высоты на дальности до 400 км, а помехозащищенность обеспечивалась функционированием станции на нескольких частотах, одна из которых (рабочая) стабилизировалась. К недостаткам можно отнести низкую надежность и сложность в эксплуатации элементов системы наведения, установленных на носителе.
Расчеты показывали, что для уничтожения авианосной ударной группы в случае применения только фугасно-кумулятивных БЧ требуется произвести групповой вылет одного полка самолетов Ту-16К-10. Однако использование ядерных боевых частей позволит уменьшить наряд самолетов.
Двадцать второго августа 1962 года экипажем командира полка Ту-16К-10 ВВС Северного Флота майора В. Крупякова был произведен пуск ракеты К-10СН с ядерной БЧ по морской цели в районе СИПНЗ. За полчаса перед вылетом были обнаружены отклонения в записях КЗА в полете с имитатором, произведенном днем раньше. Систему проверял лично командир 5-й МРАД Недодаев, который имел перерыв в полетах. Хотя экипаж, командование полка и присутствовавшие командующий КСФ В.А. Касатонов и и.о. командующего ВВС КСФ Кузнецов нервничали, было дано «добро» на вылет. В расчетной точке пуск не произошел из-за ошибки штурмана-оператора. Далее при проверке не сработал радиолокационный ответчик. Но СБЧ была уже взведена. В следующей попытке ракета сошла с держателя и взорвалась в заданном районе.
В 1960–1962 гг. ракетный комплекс К-10 поступил на вооружение семи авиационных полков. В 1960 г. было произведено 79 учебных пусков ракет К-10С, в 1961 г. — 126 и в 1962 г. — 147 пусков. Доводка самолета-снаряда К-10 продолжалась и после его запуска в серию. В 1963 г. коллектив его разработчиков был отмечен Ленинской премией.
Системой К-10 предполагалось оснастить также модификации самолетов Ту-95 и Ту-22, но этот план реализован не был. В мае 1964 г. начались работы по дооснащению Ту-16К-10 ракетами КСР-5. Новый ракетный комплекс К-36 (Ту-16К10–26) на то время был самым мощным в СССР до появления самолета Ту-22М2 и состоял на вооружении с начала 70-х гг. по 1994 г.
В период с 1958 по 1979 г. был создан ряд модификаций снаряда: К-10СН — серийный вариант со специальной БЧ, К-10СНБ, К-10СП — серийный беспилотный постановщик помех, К-10П — варианты с двигателями МФ-9К и КР5–26 с увеличенной дальностью и скоростью полета (проекты), К-14 — опытный вариант с новой системой наведения для самолета 3МД (М-6К), К-10СД и СДВ — опытные варианты с повышенной дальностью.
ТТХ

Диаметр, мм

Длина, мм

Размах крыла, мм

Масса ракеты, кг

Масса БЧ, кг

Дальность пуска мин., км

Дальность пуска макс., км

Скорость, М

Скорость, м/сек

Высота цели, км

Перегрузка цели, g

Тип БЧ

Тип ГСН

Модель ГСН

Взрыватель

Время упр.полета, с

Макс.

{--comment--}

Используются технологии uCoz