Оружие

Зажигательные баки отличаются от зажигательных авиабомб тем, что они предназначены только для наружной подвески на носителях. При равном с фугасными бомбами калибре баки имеют большие геометрические размеры, но меньший вес.
Разновидностью зажигательных авиабомб являются фугасно-зажигательные авиабомбы, предназначенные для поражения огнем и фугасным действием различных сооружений (складов горючего и боеприпасов, нефтехранилищ и др.). Фугасно-зажигательные авиабомбы имеют прочный корпус, снаряжаются порошкообразным пиротехническим составом и термитными патронами. Пиротехнические составы, применяемые для снаряжения фугасно-зажигательных авиабомб, обладают способностью взрываться, образуя огненную сферу. Термитные патроны воспламеняются, разбрасываются продуктами взрыва и создают отдельные очаги пожара.
Начало развития советской научной базы военной пиротехники относится к 1931–32 гг. К этому времени в НИО завода № 67 сформировалась группа конструкторов и пиротехников, занимавшихся разработкой осветительных и зажигательных авиабомб. В опытной мастерской снаряжательного завода № 80 имени Я.М.Свердлова НКБ, построенного в Горьковской области, разрабатывали рецептуры снаряжения и технологии освоения в массовом производстве боеприпасов этого класса. Руководство вопросами развития военной пиротехники в стране в этот период было сосредоточено в отделении специальных боеприпасов Артиллерийского управления, возглавляемом С.И.Лукашевым. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по пиротехнике вели также ученые и преподаватели специальных факультетов Ленинградского и Казанского химико-технологических институтов.
Явно запоздалое внимание к боеприпасам этого класса можно объяснить недооценкой зажигательных авиабомб. Химическое управление УВВС РККА долгое время отдавало предпочтение «огнесмесеметанию» с самолетов. Для этого, по их мнению, можно было без проблем использовать химические выливные авиационные приборы. Однако к середине 30-х годов «низковысотное огнеметание» постепенно потеряло свою актуальность в связи с развитием войсковых средств ПВО. Со средних высот метать огнесмеси стало не столь эффективно — большая ее часть сгорала в воздухе, не долетая до земли.
В результате совместных усилий научных и производственных коллективов накануне Великой Отечественной войны удалось разработать, принять на вооружение и освоить в массовом производстве зажигательные авиабомбы лишь малых и средних калибров — ЗАБ-1э, ЗАБ-2,5т, ЗАБ-10тг и ЗАБ-50тг (хотя зажигательные 50-килограммовки тогда считались авиабомбами крупного калибра). Все они относились к боеприпасам интенсивного и сосредоточенного действия. Их общим недостатком оказалось то, что они были эффективны лишь при прямом попадании в цель, и их легко можно было потушить.
По характеру применения ЗАБ калибрами до 10 кг относили также к разряду суббоеприпасов — ими снаряжали ротативно-рассеивающие авиабомбы РРАБ а также сбрасывали группами из кассет-ведер. ЗАБ калибрами более 10 кг считались боеприпасами индивидуального применения — на самолете их размещали на замках бомбодержателей и сбрасывали в ходе одиночного, серийного или залпового бомбометания.

{--comment--}

Используются технологии uCoz