Вертолеты


Большинство вертолётов имеет несущие винты с шарнирным креплением лопастей: в конструкцию втулки входят горизонтальный, вёртикальный и осевой шарниры. Начали применяться бесшарнирные втулки с упругими элементами, а также втулки несущего винта с эластомерными подшипниками. В перспективе возможно применение жестких несущих винтов. Для реализации этой идеи больше подходит вертолёт соосной схемы, где моменты, передающиеся ют лопастей на фюзеляж, взаимно уравновешиваются. В конструкции лопастей несущих и рулевых винтов наряду с металлическими сплавами широко используются композиционные материалы.
На одновинтовой схеме параллельно развиваются 2 конструктивных решения: традиционный рулевой винт и винт в кольцевом канале (винт вентиляторного типа — фенестрон). Ожидаемые преимущества последнего: более высокая безопасность полета при маневрировании вертолёта у земли вблизи различных препятствий, безопасность для наземного персонала, работающего возле вертолёта, меньшая чувствительность к боковому ветру. Чаще на вертолёте применяется колесное шасси; вертолёты с небольшой взлетной массой могут иметь полозковые опоры. Для вертолётов-амфибий опорой на воде служит корпус-лодка, а на суше — убирающееся колесное шасси.
Наибольшее распространение на вертолётах нашли турбовальные двигатели. Для повышения безопасности полетов используются многодвигательные силовые установки, применяются пылезащитные устройства на воздухозаборниках. На военном вертолёте выходные сопла оборудуются специальными устройствами, снижающими уровень инфракрасного излучения. В редукторах имеются зубчатые зацепления, например зацепление М. Л. Новикова, обладающее высокой несущей способностью. Разрабатываются валы трансмиссии из композиционных материалов.
Управление вертолётом осуществляется путем циклического изменения шага лопастей (т. е. изменения угла установки лопасти по азимуту за 1 оборот винта) и путем управления общим шагом лопастей. Циклическое изменение шага лопастей производится при соответственном отклонении ручки управления через проводку управления и специальное устройство, называемое автоматом перекоса, изобретенное Б.

{--comment--}

Используются технологии uCoz