Вертолеты

Существовало несколько проектов, но до лётных испытаний был доведён только комплекс 9К74 (пусковая установка 9П116, ракета 4К95). Но со снятием ракет этого типа с вооружения работы были прекращены. Было разработано несколько военных модификаций вертолёта. Первые серийные Ми-10 поступили в распоряжение Ворошиловградского ЦБП и ПЛС. Следующие стали поступать поштучно в тяжёлые вертолётные полки, уже оснащённые Ми-6. Два Ми-10 из 181 овп использовались во время боёв в Афганистане. В народном хозяйстве широкого применения вертолёт не нашёл из-за необходимости оборудования всех потенциальных грузов ответными узлами под гидрозахваты. Выполнялись только разовые задания (например, перевозка крыльев прототипов Ту-144 и Ту-154).
В 1964 году началась разработка летающего крана Ми-10К. Ведущим конструктором по нему был назначен А.Х.Серман. Ми-10К отличался укороченными стойками шасси (клиренс — 1,65 м) и наличием кабины оператора крана. 6 сентября 1966 года он впервые поднялся в воздух. В 1967 года вертолёт-кран был показан в Ле Бурже. В 1969 году МГА официально приняло машину на снабжение. 23 марта 1974 года началось его серийное производство на заводе №168. В 1975 году все вертолёты были оборудованы системой гашения вибраций и колебаний груза на внешней подвеске. С середины 70-х годов Ми-10К активно использовались на различных стройках для монтажа крупогабаритных конструкций.
Первый рекорд на Ми-10 был установлен ещё в сентябре 1961 года (на втором прототипе). В 1965 году был построен специальный рекордный образец, на котором было установлено ещё 7 рекордов.
Всего изготовлено 55 вертолётов Ми-10 всех модификаций. В процессе производства вертолёт постоянно дорабатывался. 1 вертолёт был продан Голландии, которая позже перепродала его США. Американцы провели всесторонние испытания вертолёта и дали ему высокую оценку. Вертолёты Ми-10 находились в эксплуатации до 1989 года. Несколько Ми-10К продолжают эксплуатироваться в гражданских авиакомпаниях России. 2 Ми-10 находятся в музеях в Монино и Торжке, один установлен в качестве памятника в Гаровке (Хабаровский край).

{--comment--}

Используются технологии uCoz