Двигатели

под руководством А.А.Бессонова на заводе №24 был создан первый советский мощный звездообразный мотор воздушного охлаждения М-15 номинальной мощностью 450 л.с. с ПЦН, который обеспечивал высотность 2400 м (по техническому заданию требовалось 3000 м).
Ведущим инженером был А.П.Островский, впоследствии заведующий кафедрой конструкции авиадвигателей МАИ и автор первого учебника по курсу конструкций и расчетов авиационных моторов. Конструктивно мотор был вполне современным. Его схема напоминала схему известных американских моторов фирмы Пратт-Уитни: хорошо оребренные двухклапанные головки цилиндров со сферической камерой сгорания, коленчатый вал с соединением частей на шлицах и стяжным болтом по оси шатунной шейки, привод газораспределения и др.
М-15 прошел испытания в 1930 г. и был запущен в серию; производство его было прекращено уже в 1932 г. главным образом из-за того, что ко времени выпуска его мощность была меньше, чем у находившегося в производстве М-22. Кроме того, мотор был плохо доведен, имел множество дефектов в эксплуатации и надежность его оставляла желать лучшего.
Технические характеристики
М-15
Рабочий объем, л
27.02
Степень сжатия
5.4
Масса мотора, кг
420
Мощность (взлетн. режим), л.с.
660
Частота вращения (взлетн. режим), об/мин
2050
Мощность у земли, л.с.
450
Мощность на высоте 2400 м, л.с.
490
Удельная масса, кг
0.93
Литровая мощность, л.с./л.
16.7

Дополнительная информация
Конструктор
Бессонов А. А.
КБ
з.№24
Начало разработки
1929
Построен
1930
Начало гос. испытаний
1930
Принят на вооружение
1930
Год закрытия серии
1932
Расшифровка аббревиатуры
Мотор


Версия для печати
Открыть в новом окне
М-17
(BMW-VI)
[1931]


Технические характеристики • Классификаторы • Факты • Модификации

В 1925–1927 годах в СССР не было серийных авиамоторов за исключением М-5, поэтому были приобретены лицензии на производство лучших зарубежных двигателей.

Используются технологии uCoz