Двигатели

Только для поставки на самолетостроительные заводы было изготовлено около 3200 моторов.
Мотор М-5 представлял собой двухрядный 12-цилиндровый V-образный двигатель с отдельно стоящими цилиндрами и углом развала рядов 45 град. Шатуны — вильчатые, т.е. оба главные; подшипники, коленчатого вала — скользящие баббитовые. Характерной особенностью мотора было применение системы зажигания Делько «Реми» по типу автомобильных систем, т. е. без магнето, применение которых для авиационных моторов было типовым. При запуске мотора и работе его на малом газе система работала от аккумуляторной батареи, а при рабочих оборотах — от генератора постоянного тока. Насколько известно, это был единственный серийный авиамотор с такой системой зажигания. Само собой, зажигание было двойным — с двумя свечами на каждом цилиндре. Мотор имел два карбюратора и был оборудован приводами к синхронизатору пулемета, счетчику оборотов, бензонасосу и агрегатам самого мотора.
К 1925 г. серийное производство обеспечивало поставку вполне надежных моторов М-5. Их надежность была подтверждена участием самолетов с этими моторами в ряде перелетов, в том числе в перелете Москва-Пекин в июне — июле 1925 г. двух самолетов Р-1, которые пилотировали М.М.Громов и М.А.Волковойнов.
Технические характеристики
М-5
Рабочий объем, л
27.01
Степень сжатия
5.4
Масса мотора, кг
275
Мощность (взлетн. режим), л.с.
440
Частота вращения (взлетн. режим), об/мин
2100
Мощность у земли, л.с.
400
Удельная масса, кг
1.02
Литровая мощность, л.с./л.
14.81
Количество цилиндров
12

Дополнительная информация
Конструктор
Бессонов А.А.
КБ
ГАЗ№2
Заводы
ГАЗ№2, "Большевик" (Ленинград)
Начало разработки
1922
Построен
1923
Начало гос. испытаний
1923
Принят на вооружение
1924
Год закрытия серии
3200
Произведено
3500
Другие названия
М-5-400
Расшифровка аббревиатуры
Мотор
Носители
Р-1, МР-1, Р-3, И-1, И-2


Версия для печати
Открыть в новом окне
Швецов М-11
[1927]


Технические характеристики • Классификаторы • Факты • Модификации

Первым советским серийным мотором был разработанный на ГАЗ №4 А.Д.Швецовым при участии металлурга Н.В.Окромешко пятицилиндровый звездообразный мотор воздушного охлаждения М-11 мощностью 100 л.с.

Используются технологии uCoz