Двигатели

Этапным для КБ А.М. Люльки стал ТРДФ АЛ-21Ф.
Для обеспечения высокой степени повышения давления компрессор был выполнен 14-ступенчатым с 10 поворотными направляющими аппаратами. Это гарантировало как высокую газодинамическую устойчивость, так и высокий К.П.Д. Малая масса компрессора и двигателя в целом обусловлена широким применением в нем титановых сплавов. Турбина имела воздушную систему охлаждения с автоматическим регулированием расхода охлаждающего воздуха. Впервые за форсажной камерой устанавливалось сверхзвуковое регулируемое сопло Лаваля. Управление режимами работы обеспечивалось многофункциональной гидромеханической системой.
С 1967 г. этот двигатель устанавливался на истребитель-бомбардировщик Су-17 и фронтовой бомбардировщик Су-24. Постоянно совершенствуясь, АЛ-21Ф эксплуатируется по настоящее время.
Технические характеристики
АЛ-21Ф-1
АЛ-21Ф-ЗАИ
Тяга максимальная, кгс
6800
7800
Тяга на форсаже, кгс
9600
11200
Удельный расход топлива на форсажном режиме, кг/(Н*ч)
0.194
1,86
Удельный расход топлива на крейсерском режиме, кг/(Н*ч)
0.074
0,76
Температура газов перед турбиной, °C
990
1370
Длина, мм
5340
5340
Максимальный диаметр, мм
1030
1030
Масса, кг
1580
1700
Расход воздуха через компрессор, кг/с
88.5

Степень повышения давления в компрессоре
12.7
14,5

Дополнительная информация
Конструктор
Люлька А. М.
КБ
ОКБ Люльки
Индекс ВС
АЛ-21Ф
Начало разработки
1965
Построен
1966
Начало гос. испытаний
1966
Принят на вооружение
1967
Расшифровка аббревиатуры
Архип Люлька
Носители
Су-17, Су-24

Модификации
Модель
Описание
АЛ-21Ф-3
форсированный. Отличался увеличенным расходом воздуха, повышенными давлением и температуры газа перед турбиной. Выпускался с марта 1970 года. Устанавливался на МиГ-23Б, Су-17М, Су-24, Су-24М
АЛ-21Ф-3АИ
Турбореактивный двигатель с форсажной камерой АЛ-21Ф-3АИ состоит из осевого 14-ступенчатого компрессора с поворотными лопатками направляющих аппаратов, прямоточной трубчато-кольцевой камеры сгорания, трехступенчатой осевой турбины, прямоточной трехстабилизаторной форсажной камеры, регулируемого всережимного реактивного сопла с расширяющейся частью, а также турбостартера ТС-21 с агрегатами системы автономного запуска, коробки приводов агрегатов самолета и двигателя, системы регулирования и топливной автоматики, систем питания двигателя топливом и маслом, электрооборудования и противообледенения.

Используются технологии uCoz