Истребители
Всем этим требованиям на сегодняшний день удовлетворяет новый перехватчик, строящийся в ИАПО, — Су-30.
Разработанный в ОКБ имени П.О.Сухого, он предназначен для уничтожения самолетов-носителей крылатых ракет до рубежей их пуска, самих крылатых ракет в полете и других воздушных целей в любых метеоусловиях днем и ночью, в условиях сильного радиоэлектронного противодействия со стороны противника, в группе и в одиночку. Именно на него возлагают большие надежды в авиации противовоздушной обороны. В то же время невостребованные перехватчики Су-30 стоят в сборочном цехе серийного завода в Иркутске, а они могли бы полностью заменить устаревшие самолеты. Тем более, что кроме этого самолета ожидать чего-либо нового в ближайшие пять — десять лет не приходится — на испытания в последние годы не поступило ни одного нового образца вооружения для Войск ПВО.
При внутреннем запасе топлива 9400 кг, обеспечивающем дальность полета 3600 км, самолет оборудован еще и системой дозаправки топливом в воздухе, позволяющей пополнять запасы топлива от самолетов-танкеров, оборудованных УПАЗ (Ил-78 и др.). Подсветку агрегатов заправки и самолета-танкера обеспечивают выдвижные фары. Продолжительность и дальность полета на тридцатке зависят только от физиологических возможностей экипажа. Для обеспечения комфортных условий пилотов на самолете имеются устройства сервиса и дополнительное кислородное оборудование. Чтобы не появлялась физическая утомляемость при непрерывном пилотировании и ведении наблюдения за воздушным пространством, экипаж состоит из двух человек: летчика на переднем кресле, который управляет самолетом и вооружением, решает задачи ближнего боя, и летчика- оператора на заднем кресле — он решает задачи дальнего боя, ведет наблюдение за воздушной обстановкой и может выполнять обязанности руководителя при групповых боевых действиях, обеспечивая наведение четырех истребителей Су-27. Для этого у него установлен второй пост управления самолетом, индикатор тактической обстановки и другие приборы.