Истребители
же время дать возможность быстро освоить его в массовом применении, преодолеть непривычку летчиков к этому новому виду техники.
За основу был взят истребитель Як-3 и в нем поршневой двигатель ВК заменен ТРД осевого типа, установленным также в носовой части фюзеляжа, но под крылом и кабиной, с выходом реактивного сопла под хвост фюзеляжа ( реданная схема). Кабина по габаритам и оборудованию была сохранена, летчик чувствовал себя в ней привычно, переучивание было легким. Сохранена была конструкция каркаса фюзеляжа, конструкция крыла (но с передним лонжероном, изогнутым аркой в обход двигателя), оперения и шасси с хвостовым колесом (в нем резина заменена стальным ободом из-за нагрева газами). Обшивка фюзеляжа сделана дуралюминовой, а низ его за двигателем был защищен листом из жароупорной стали также от нагрева газами. Вооружение — две пушки 23 мм (60 снарядов).
Первый полет был выполнен 24 апреля 1946 г. (летчик М. И. Иванов, ведущий инженер Е. Г. Адлер) в один день с МиГ-9. 18 августа Як-15 был показан на параде в Тушино, а 5 октября уже летал первый серийный экземпляр. Испытания были закончены в мае 1947 г. Был выпущен и двухместный вариант Як-21 в опытном экземпляре.
Самолет Як-15 получился удачным, скорость достигала 805 км/ч (получена 23 мая 1946 г.), т. е. прирост по сравнению с серийным Як-3 85 км/ч, время виража — 26 с. Як-15 — первый реактивный истребитель, поступивший на вооружение в СССР. Его развитием были Як-17, Як-17УТИ и другие той же схемы, потом улучшенной.
Лётно-технические характеристики
Экипаж, чел
1
Размах крыла, м
9.2
Длина, м
8.78
Высота, м
2.27
Площадь крыла, м2
14.85
Масса пустого самолёта, кг
2350
Масса нормальная взлётная, кг
2655
Максимальная скорость у земли, км/ч
700
Максимальная скорость на высоте, км/ч
805
Крейсерская скорость , км/ч
786
Практическая дальность, км
600
Практическая дальность, км
510
Практический потолок, м
13350
Двигатели
Вариант
Тип
Модель
Кол-во
Тяга одного, кгс
1
ТРД
РД-10
1
910
Авиационное артиллерийское оружие
Вариант
Тип
Модель
Калибр, мм
Кол-во
Боекомплект
1
Пушка
23
60
Классификаторы
Вид применения
Истребитель
Тип двигателя
Реактивный
Тип фюзеляжа
Однофюзеляжный
Конструкция крыльев
Моноплан
Тип оперения
Нормальное однокилевое
Тип ВПУ
Сухопутный трехопорный (хвост.)
Расположение двигателей
В фюзеляже
Дополнительная информация
Конструктор
Яковлев А.