УТС, специальные и морские

Редан был накладной из 10-мм фанеры.
Конструкция крыльев была двухлонжеронная расчалочная. Лонжероны — сосновые бруски в пролетах между нервюрами — фрезерованные, двутаврового сечения. Нервюры состояли из сосновых полок сечением 5х20 мм и врезанной в них стенки из 5-мм фанеры с круглыми отверстиями облегчения. Стойки коробки крыльев были сосновые пустотелые.
Крылья были тонкие — порядка 4% хорды — и потому во избежание прогиба были первоначально расчалены в пролетах к стойкам коробки (в эксплуатации эти расчалки потом были сняты). Кроме того, крылья были расчалены к носу лодки в дополнение к собственным крестам-расчалкам крыльев между их лонжеронами. Тросы управления рулями и элеронами шли открыто вне лодки и крыльев.
Хвостовое оперение крепилось над изогнутой хвостовой частью лодки на стойках-трубах, было очень легким и нежестким. Хвост заметно скручивался на вираже, дрожал от обдувки винтом, но никогда не ломался. Стабилизатор был деревянный с подкосами под задний лонжерон, расчаленный к воздушному килю. Угол установки его мог быть изменен на земле.
Двигатель устанавливался на обычной листовой раме («толь») и передней втулке с дополнитнльной опорой под носок его. Все монтировалось на центральных стойках коробки крыльев. Бензин подавался к двигателю под давлением из бака за кабиной, воздух накачивался в бак с помощью ручного насоса.
Самолет обладал хорошей мореходностью, был прост в пилотировании, надежен. Скорость — 105 км/час, посадочная — 70 км/час, потолок до 3000 м, продолжительность полета — 4 часа.
Сразу после летных испытаний в апреле 1915 года первый гидросамолет участвовал в боевой операции. Серийная постройка летающей лодки М-5 продолжалась до 1923 года. Было выпущено около 300 машин.
В конце 1915 г. на испытания была представлена еще более совершенная и обладавшая большей грузоподъемностью летающая лодка М-9 , по схеме и конструкции являвшаяся дальнейшим развитием гидросамолета М-5. Поднимающие от 300 до 500 кг полной нагрузки и развивающие скорость до 110 км/ч, летающие лодки М-5 и М-9 с двигателями мощностью 100–150 л. с. широко использовались в русском флоте. Успеху М-5 и М-9 способствовали простота их пилотирования, устойчивость в полете и хорошая мореходность — обе летающие лодки могли эксплуатироваться при волне высотой 0,5 м и при движении на плаву имели хорошую управляемость благодаря обдуву руля направления потоком от воздушного винта. Самолеты М-5, М-9 и их более поздняя модификация М-20 участвовали в гражданской войне и после окончания ее довольно длительное время состояли на вооружении советской морской авиации. Всего было выпущено до 300 экземпляров.
Лётно-технические характеристики
М-5
Экипаж, чел
2
Размах крыла, м
13.62
Длина, м
8.6
Высота, м
3.4
Масса пустого самолёта, кг
660
Масса нормальная взлётная, кг
960
Максимальная скорость, км/ч
105
Крейсерская скорость , км/ч
87
Продолжительность полета, ч
4
Максимальная скороподъёмность, м/мин
78
Практический потолок, м
3300
Боевая нагрузка, кг
160

Двигатели
Вариант
Тип
Модель
Кол-во
Мощность, л.с.

Используются технологии uCoz