УТС, специальные и морские


САМОЛЁТ-ЗАПРАВЩИК, самолёт, предназначенный для дозаправки летательных аппаратов топливом в полёте (см. Дозаправка самолётов).
В оборудовании самолёта-заправщика имеются дополнительные топливные баки, перекачивающий насос, гибкий шланг с конусом и датчиком топлива на конце, лебёдка для шланга. Некоторые самолёты-заправщики вместо шланга имеют жёсткую телескопию, штангу (трубу). Заправляемый самолёт должен иметь расположенный обычно в носовой части фюзеляжа топливоприёмник в виде телескопической штанги, вводимой в конус с датчиком топлива, или другое специальное приёмное устройство.
ДОЗАПРАВКА САМОЛЕТОВ в полёте, пополнение запасов топлива с другого, специально оборудованного самолёта для увеличения дальности полёта или времени нахождения в воздухе.
Первые опыты по дозаправке самолётов в полёте проводились в 1923 американскими лётчиками Смитом и Рихтером и носили рекламно-спортивный характер. В Сов. Союзе Д. с. впервые была осуществлена в 1933, когда самолёт-разведчик Р-5 дозаправлялся с бомбардировщика ТБ-1 с помощью системы, разработанной под руководством А. К. Запанованного. В Великобритании успешная дозаправка бомбардировщика проведена в 1934.
Во время Второй Мировой войны получали топливо в воздухе над Атлантическим океаном американские и английские бомбардировщики. С 50-60-х гг. дозаправка самолётов в полёте в полёте получила широкое применение во многих странах.
Наиболее распространена система дозаправки с гибким шлангом (типа «конус»). При этом на заправляемом самолёте имеется топливоприёмник с наконечником, а на самолёте-заправщике — топливный насос и барабан с гибким шлангом, на конце которого укреплён конус. Перед дозаправкой самолёт-заправщик выпускает шланг с конусом. Заправляемый самолёт пристраивается к заправщику и вводит топливоприёмник в конус. Затем включается насос для перекачки топлива. Все основные элементы системы «конус» могут быть конструктивно объединены в виде съёмного агрегата (обычно с ёмкостью для определённого количества топлива). Любой самолёт, оборудованный таким агрегатом, может использоваться в качестве заправщика.
Существует система дозаправки с помощью управляемой жёсткой телескопической трубы, расположенной в хвосте самолёта-заправщика. При этой системе основные операции по контактированию выполняет оператор заправщика.
Разработано также комбинированное устройство, представляющее собой сочетание штанги с коротким гибким шлангом, снабжённым конусом. Дозаправка самолётов в полёте значительно расширяет боевые возможности авиации, позволяет производить взлёт с уменьшенной полётной массой, увеличить полезную нагрузку, время нахождения в воздухе и тактический радиус действия. Практическое выполнение дозаправки самолётов в полёте требует высокого мастерства лётчиков.
САМОЛЁТ-МИШЕНЬ, беспилотный самолёт, используемый в качестве воздушной мишени при учебно-боевой стрельбе зенитной артиллерии, пусках зенитных и авиационных ракет.
В качестве самолётов-мишеней применяются специально разработанные или переоборудованные устаревшие самолёты.

Используются технологии uCoz