УТС, специальные и морские

Ведущими по нему были инженер В.Моложавцев, летчики И.Крутиков и Д.Гапоненко. Облетали машину летчики-испытатели В.Жданов, М.Субботин, И.Пискунов, Соколов и штурман Шишков. В ходе государственных испытаний, завершившихся в начале июля 1948-го, подтвердилась техническая дальность 1025 км в полете по маршруту Чкаловская — Орел — Чкаловская. По-прежнему в «пилотском» варианте был невозможен визуальный вывод самолета на цель (инструктор сильно ограничивал штурману обзор вперед) и все надеялись на летчика. Машина так и осталась в единственном экземпляре.
В заключении НИИ ВВС отмечалось, в частности, что «самолет испытания не выдержал, так как маслосистема на пикировании при отрицательных перегрузках не обеспечивает необходимое давление масла в моторах и не выполняются требования ВВС к пикирующему учебно-тренировочному бомбардировщику». Как уже отмечалось, в УТБ переделывали серийные Ту-2, поступавшие из строевых частей. В 1947-м завод №381 выпустил 35 учебных машин. В последующие два года — еще 141 самолет. УТБ эксплуатировался не только в училищах, но и в строевых частях. Впоследствии круг решаемых с помощью этого самолета задач расширился. Их использовали в качестве буксировщиков конусов-мишеней, предназначавшихся для тренировки летчиков-истребителей. Часть машин передали в ГВФ для подготовки пилотов гражданской авиации.
Следует отметить, что УТБ пользовался популярностью среди летного состава, и машины вырабатывали свой ресурс до предела. Например, в 1951-м одну сильно изношенную машину временно передали в МАП. Определив техническое состояние, моторостроительный завод, предложил ее списать. Но владелец, узнав об этом, запротестовал, обвинив последнего в негосударственном подходе и потребовал отремонтировать УТБ. В начале 1950-х была попытка создания еще одной машины аналогичного назначения Як-200/210, но два построенных самолета так и остались в разряде опытных. С наступлением эры реактивной авиации функции УТБ прочно и на десятилетия перешли к учебному Ил-28У.
Лётно-технические характеристики
УТБ-2
Экипаж, чел
4
Размах крыла, м
11,86
Длина, м
18,86
Высота, м
4,45
Площадь крыла, м2
48,80
Масса пустого самолёта, кг
5386
Масса взлётная, кг
6546
Скорость максимальная (у земли), км/ч
352
Скорость максимальная (на высоте), км/ч
380
Потолок практический, м
7100
Дальность практическая, км
950

Двигатели
Вариант
Тип
Модель
Кол-во
Мощность, л.с.
1
ПД
АШ-21
2
700

Авиационное артиллерийское оружие
Вариант
Тип
Модель
Калибр, мм
Кол-во
Боекомплект
1
Пулемёт
УБТ
12,7
1


Авиационные средства поражения
Вариант
Тип
Модель
Масса, кг
Кол-во
Нагрузка, кг
1
Бомбы



200

Классификаторы
Базовое применение
Учебно-тренировочный самолет
Другое применение
Бомбардировщик
Тип двигателя
Поршневой
Тип фюзеляжа
Однофюзеляжный
Конструкция крыльев
Моноплан
Тип оперения
Нормальное двукилевое
Тип ВПУ
Сухопутный трехопорный (хвост.)
Расположение двигателей
В фюзеляже
Период
1945-1961
Выпуск
Серийный
Произведено


Дополнительная информация
Конструктор
Сухой П.О.

Используются технологии uCoz