УТС, специальные и морские

Теперь завод имеет заказ от «Техноавиа» на пять СП-55М, первый из которых был поднят на крыло в августе 2000 года. На главном стапеле в мае 2000 года велись сборочные работы на двух фюзеляжах.
Учебно-тренировочный двухместный самолёт Як-54 разработан в ОКБ им. А.С.Яковлева на базе пилотажного Як-55М. При проектировании большое внимание уделялось снижению массы самолёта за счёт новой компоновки кабины, применения наспинных парашютов, снижения массы оборудования, пустотелых рессор шасси. Для возможности выполнения комплекса высшего пилотажа без потери высоты, а также для снижения посадочной скорости, в систему управления введён дополнительный канал управления элеронами на «зависание», позволяющий пилоту на любом этапе полёта отклонить элероны на угол 5° и на углы 10° или 15° на режиме взлёта и посадки. Первый прототип был изготовлен в 1993 году. Впервые он поднялся в воздух 23 декабря 1993 года. Серийное производство началось в 2001 году на Саратовском авиазаводе. В сентябре 2002 года получен сертификат типа по нормам ФАР-23.
Як-54 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего среднеплана. Конструкция цельнометаллическая (алюминиевые сплавы, титан, сталь). Крыло трапециевидное в плане. Шасси неубирающееся, трёхопорное, с хвостовым колесом. Стойки шасси пустотелые. Силовая установка состоит из поршневого звездообразного двигателя воздушного охлаждения М-14Х с трёхлопастным воздушным винтом изменяемого шага. Кабина пилотов закрыта общим каплевидным фонарём. В полу кабины для улучшения визуальной ориентировки установлен остеклённый люк.
Як-54 предназначен для подготовки лётчиков-спортсменов и использования в соревнованиях любого ранга, вплоть до международных. Он отличается простотой управления и вполне доступен начинающим лётчикам. Применяется как в аэроклубах РОСТО (ДОСААФ), так и в ВВС России.
Поставляется на экспорт в Австралию, Великобританию, Словакию, США. Ведутся переговоры о поставках в Германию и во Францию. На база Як-54 разработан учебно-тренировочный самолёт первоначального обучения Як-152.
Лётно-технические характеристики

Экипаж, чел
1
Размах крыла, м
8.1
Длина, м
7.5
Высота, м
2.8
Площадь крыла, м2
12.8
Масса пустого самолёта, кг
550
Масса максимальная взлётная, кг
855
Масса топлива нормальная, кг
120
Максимальная скорость, км/ч
450
Практическая дальность, км
495
Продолжительность полета, ч
2
Макс. эксплуатационная перегрузка
9

Двигатели
Вариант
Тип
Модель
Кол-во
Мощность, л.с.
1
ПД
ВМКБ ( Велденеев) М-14П
1
360

Классификаторы
Базовое применение
Специальный
Тип двигателя
Поршневой
Тип фюзеляжа
Однофюзеляжный
Конструкция крыльев
Моноплан
Тип оперения
Нормальное однокилевое
Тип ВПУ
Сухопутный трехопорный (хвост.)
Расположение двигателей
В фюзеляже
Период
1964-2002
Базовое применение
Учебно-тренировочный самолет

Дополнительная информация
Конструктор
Яковлев А.

Используются технологии uCoz